История изразцов

Керамика- одно из древнейших изобретений человека, ее остатки удивительно живучи, находят черепки древней керамики, простой и расписной с глазурью, которым десятки тысяч лет. По этим остаткам археологи и историки судят о высоком или низком развитии древнего общества.

Первые изразцовые печи на Руси появились около 400 лет назад в XVI веке. Изразцы, украшавшие их, по цвету глины, из которой они формовались, были названы красными. Рельефные изображения на них рассказывали о военных походах, осадах крепостей, конных выездах, фантастических и реальных животных и растениях. Изготавливали их в гончарных слободах больших городов. По сей день при археологических раскопках находят фрагменты этих изразцов.

Расцвет русского изразцового искусства наступил во второй половине XVII века, когда получают распространение поливные изразцы, сверкающие зеленой глазурью, «муравой» или многоцветные, так называемые «ценинные». Ими стали облицовывать не только печи, но и наружные стены зданий.

Изразцы были больших размеров с высокорельефным изображением яблок, груш, диковинных ананасов и винограда, цветов со сложным с переплетением стеблей; птиц на ветках и даже полутораметровых евангелистов, похожих на лукавых русских мужичков. Муравленые и ценинные печи можно было увидеть только в царских и боярских покоях, приказных палатах. В богатых монастырях. «А знатные да богатые , те кладут печи у себя в домах изразцовые», -отмечают современники.

Впервые многоцветные изразцы стали делать белорусские мастера, много из которых бежало на Русь от польских и литовских угнетателей. Многие из них селились в Москве в Гончарной и мещанской слободах, у них учились русские гончары искусству поливных изразцов. Искусство их сплелось и стало неразличимо. Были мастера- изразечники и в далеких северных городах Тотьме, Сольвычегодске, Великом Устюге, прославился изразцовым убранством церквей богатый торговый город Ярославль.

В XVIII веке изразцами облицовывают только печи, изящные стройные сооружения с колонками, украшавшие парадные залы и жилые помещения дворцовых построект и дворянских усадеб. По указу Петра I начинают изготавливать плоские живописные изразцы с изображением «трав разных» и «всяких фигур человеческого, звериного и птичьего видов». Неизвестные живописцы поведали нам о быте, нравах, обычаях того времени.

Подлинное возрождение русской керамики было связано с возникновением в 1890 году Абрамцевской керамической мастерской под руководством М.А.Врубеля. Здесь работали крупнейшие русские художники Васнецовы, Серов, Коровин, Головин и другие.

Печи, камины, панно и отдельные изразцы, изготовленные ими, по своим формам, сюжетам, не всегда напоминают древнерусские, но повторяют их сияющие краски и праздничность.

Ниже приведена фотогалерея, характеризующая некоторые нюансы развития мировой культуры художественной керамики.